«Наша мантра: позволить винограднику быть звездой, а мы, как виноделы, всего лишь помогаем ему выразить себя»
Пятнадцать лет назад Катрин Янковеч приехала в Новую Зеландию после долгого путешествия по миру, и решила там остаться. Начав работу со сборщика урожая винограда, Катрин решила также оставить свою карьеру учителя, и погрузиться в мир виноделия. Так, шаг за шагом, Катрин стала виноделом Villa Maria.
Почему ты влюбилась в Новую Зеландию?
Я приехала в Новую Зеландию в декабре 2006 года, до этого путешествуя по миру уже в течение целого года. Сразу по приезду меня поразили отзывчивость и дружелюбность Киви (название жителей Новой Зеландии, прим. ред.). Куда бы я ни шла, люди легко улыбались мне, интересовались, как у меня дела, и просто болтали со мной. Это было поразительно, я чувствовала себя желанным гостем, и это было как глоток свежего воздуха после моих долгих путешествий.
Если вы бывали в Новой Зеландии раньше, то вы, конечно, знаете, что здесь очень красивая природа. Не имея лучших эпитетов, я могу только описать ее как величественную, эпичную и захватывающую дух. В этой природной красоте есть что-то, что постоянно задевает мои душевные струны. Мальборо – это потрясающе красивое место, я сразу же почувствовала это. Я живу в окружении океана, покрытых снегом гор и Мальборо Саундс (обширная сеть затопленных морем долин на северной оконечности Южного Острова Новой Зеландии). И посреди всего этого – живописные виноградники, которые производят вина мирового уровня. Новая Зеландия – это, без сомнения, мой дом вдали от родины.
Если говорить о Европе – по чему ты скучаешь больше всего?
Мне нравится разнообразие культур в Европе, в том числе фантастическая еда и вино, на которые повлияло переплетение традиций и истории. Новая Зеландия достаточно изолирована, это всего лишь небольшое скопление островов в Тихом океане. Если я хочу поехать заграницу, мне нужно ехать далеко. В Европе вы можете позавтракать во Франции, а обедать уже в Испании или Италии. Конечно я скучаю по моей семье и друзьям. Я уже какое-то время не видела моих сестер, и из-за ковида не могу съездить домой. Моя сестра недавно обручилась, а я даже не могла приехать на помолвку. Я бы хотела, чтобы добраться туда можно было легко и быстро и приехать, чтобы просто обняться или выпить вместе кофе.
На твой взгляд, в чем уникальность Новой Зеландии?
Новая Зеландия – это, действительно, захватывающая и особенная страна. Ключевым в успехе новозеландского вина является уникальное расположение, которое подразумевает морской климат, обилие солнечных часов и очень молодые почвы. В Новой Зеландии прекрасно себя чувствуют самые разные сорта винограда. Здесь и воздушные Пино Нуары, и плотные вина в бордоском стиле, ароматные Сира, насыщенные Шардоне, пышные Пино Гри, хрустящие Рислинги и, конечно, знаменитые на весь мир Совиньоны Блан.
Я живу в Мальборо и по очевидным причинам я не совсем объективна в том, что касается этой части винной индустрии Новой Зеландии. На мой взгляд, хрустящие и чистые вкусы и буйная ароматика составляют суть терруара Новой Зеландии. Совиньон Блан из Мальборо – яркий и пикантный, с ароматом, который накрывает все ваши рецепторы. Он может обладать морской минеральностью, когда виноград растет рядом с океаном, или ярким букетом тропических фруктов, если он происходит с более теплых виноградников, или он может быть минеральным и зеленым, отражая каменистый терруар виноградников, расположенных близко к реке. Совиньон Блан обладает яркой взрывной ароматикой – это то, что обязательно нужно испытать, но я всё же надеюсь, что всё больше людей будет знакомиться с высоким качеством других сортов винограда, которые в изобилии растут в Новой Зеландии.
Самое запоминающееся вино, которое ты когда-либо создала?
В 2007 году я впервые работала на винодельне, и это стало очень ярким воспоминанием и навсегда изменило мою жизнь. Это опыт зажег огонь во мне и заставил изменить профессию. С тех пор я стала частью команды, создающей чудесные вина. За это время мне особенно запомнились некоторые уникальные участки. Некоторые из них воскрешали воспоминания о моем детстве. Например, Пино Нуар из Южных Долин, который напоминал аромат кухни моей бабушки, когда она варила варенье из только что собранных ягод. Или Совиньон Блан с ароматом летнего дня и только что постриженного газона.
Мне нравится, что вино может переносить вас в счастливое место всего лишь своим ароматом. Но мне кажется, самый запоминающийся – это всегда текущий миллезим. Ты вкладываешь всю свою энергию в создание вина, которое должно отражать суть сорта, миллезима и места, где был выращен виноград. Ты стремишься запечатлеть целый год тяжелой работы на маленьком снимке в бутылке и надеешься, что людям во всем мире понравится результат.
В Мальборо так много разных субрегионов. Можешь немного рассказать о них?
Мальборо – очень разнообразный регион с богатой палитрой терруаров. Каждая область предлагает свой собственный индивидуальный стиль вина, сформированный под влиянием разных условий выращивания винограда.
Выражение различных Терруаров – чувство места – всегда было очень важным для Villa Maria. Мы уже давно начали производить вина с отдельных виноградников, чтобы показать различие субрегионов и изменить восприятие того, каким должен быть Совиньон Блан из Мальборо.
Изображение: New Zealand Wine
Первым субрегионом Мальборо стала Долина Вайрау. Мы считаем ее самым теплым и влажным субрегионом. Почвы и мезо-климат Вайрау очень разнообразны. Доминируют древние гравийные почвы в руслах бывших рек, также встречаются аллювиальные отложения с большими речными камнями. В основном это неплодородные, хорошо дренируемые почвы. В область входят как прохладные сухие участки внутри острова, так и прибрежные зоны, смягчаемые морскими бризами. Стиль Совиньона из Вайрау спелый и тропический, с нотами маракуйи, цитрусовых и гуавы, которые выпрыгивают из бокала.
К югу от Вайрау, у подножия гряды Визер хиллс, находятся Южные долины, второй субрегион Мальборо. Виноградники располагаются здесь на идеально ровных склонах с четкой северной экспозицией. Нисходящие потоки прохладного воздуха с Визер хиллс создают более прохладный и сухой климат по сравнению с центральной частью Вайрау. Здесь чаще встречаются тяжелые почвы с илом, торфом и глиной, с глинистыми подпочвами, которые создают прекрасные условия не только для Совиньона Блан, но также для Пино Нуара и Шардоне. Плотные почвы и микроклимат Южной долины позволяют создавать Совиньон Блан с ярким ароматом крыжовника, свежескошенной травы и тропических фруктов, и с очень выразительной текстурой. Во вкусе это щедрое, плотное и чувственное вино. Пино Нуар из этого субрегиона обладает хорошей структурой, он плотный и обладает ярким ароматом черешни.
В 30 минутах к югу от города Бленхайм располагается третий субрегион Мальборо. Долина Аватере была признана субрегионом последней, и в последние годы здесь активно высаживаются виноградники. Долина Аватере – самая прохладная и сухая из трех винодельческих областей и наиболее разнообразна географически. Располагаясь к югу от Долины Вайрау, этот большой субрегион охватывает обширные территории как на побережье, так и в глубине острова. Совиньон Блан с прибрежных виноградников Долины Аватере обладает пряным зеленым стилем, это хрустящие, строгие и минеральные вина с травянистыми нотами и сочной солоноватостью. Чем дальше от побережья, тем более разнообразными становятся почвы центральной и северной части Аватере. Виноградники расположены здесь выше над уровнем моря, климат более прохладный, а почвы беднее, поэтому урожайность ниже. Совиньон Блан с этих территорий имеет травянистый характер, мы находим в аромате лист томата, крапиву, лайм и лемонграсс, вкупе с резкой кислотностью и отчетливой минеральностью. В Пино Нуарах из Аватере доминирует красные фрукты: малина и клубника, шелковистые танины обрамляют вкус. Шардоне из этой области – это минеральное и элегантное вино, очень легкое и строгое.
Мальборо известен и узнаваем как «товарный знак», практически синоним новозеландского Совиньона Блан, однако путешествие по Мальборо открывает нам целый рог изобилия стилей Совиньонов, Пино Нуаров и Шардоне. И мы гордимся, что можем раскрывать это разнообразие с помощью наших вин с отдельных виноградников.
Как вы учитываете эти отличия в стилях при производстве ваших вин?
Различия в типе почвы и климата в разных субрегионах обуславливают различный подход к производству вина. Нам нравится оставаться верными нашему уникальному терруару, и мы бы хотели сохранить его потенциал нетронутым, не изменяя его чрезмерным вмешательством.
Различие в климате означает, например, что наш Совиньон из Долины Аватере мы собираем в конце сезона. Он созревает здесь примерно на 2-3 недели позже, толстая кожица обеспечивает яркий вкус. Чтобы сохранить минеральность и зеленые нюансы виноградников Аватере, мы используем нейтральные дрожжи и мягкую обработку.
Наш Совиньон из Долины Вайрау обладает более экспрессивной фруктовостью, здесь мы используем дрожжи, которые помогают сохранить эти уникальные ароматические черты. Шардоне – это сорт, стиль которого особенно сильно зависит от винодела, поэтому он стал «домашним любимцем» виноделов. Наше Шардоне с виноградника Тэйлорс Пасс в Долине Аватере винифицируется с должным почтением. Мы хотим, чтобы виноградник говорил сам за себя, поэтому ферментация проходит только с дикими дрожжами с виноградника, которые создают настоящую магию. Мы очень осторожно проводим пижаж этого вина в бочках, чтобы сохранить чистые минеральные ноты этого виноградника с каменистой речной почвой. Наша мантра: позволить винограднику быть звездой, а мы, как виноделы, всего лишь помогаем ему выразить себя.
Какой твой любимый виноградник у Villa Maria? Почему? Что делает его таким особенным?
Наш виноградник Тэйлорс Пасс, вероятно, мое любимое место. Он находится в Долине Аватере на террасах вдоль извилистой реки Аватере. Это особенный участок, который из года в год производит сногсшибательные Пино Нуары, Шардоне и Совиньоны Блан. С течением времени река Аватаре проложила себе русло сквозь скалы, обнажая почвенные слои и наделяя эти защищенные террасы собственным микроклиматом. Ближе к реке почва этого виноградника более каменистая, тогда как на верхних террасах она более тяжелая. Непроницаемая подпочва состоит из древних морских отложений, она ограничивает глубину и плодородность верхнего слоя почвы, в следствие чего лоза дает более мелкие ягоды с хрустящей кислотностью. Ирригация виноградника обеспечивается водой из реки Аватере, которая содержит в себе эти морские отложения, и обладает щелочным характером. Благодаря этому мы получаем очень насыщенный вкус, наши Совиньоны с этого виноградника хрустящие и менеральные, вы практически чувствуете в вине вкус этой речной гальки. Наши Шардоне также минеральны и элегантны, отражая эту каменистую почву. Наши Пино Нуары потрясающие. В них сочетаются цветочные ноты с нотами сочных ягод. Это такие комплексные вина, что я практически теряю сознание каждый раз, когда пробую их.
Это очень живописный виноградник, окруженный суровым и диким ландшафтом. Мне кажется, вина очень хорошо передают уникальный характер этого места.
Как мы все знаем, самый знаменитый сорт винограда Новой Зеландии – Совиньон Блан. Но Новая Зеландия – это гораздо больше, чем Совиньон. Второе место по площади посадок в Новой Зеландии занимает Пино Нуар. Расскажи, пожалуйста, о Пино Нуарах, которые вы производите.
Пино Нуар – это очень древний сорт винограда, и вина из него будут сильно отличаться даже при небольших различиях в условиях выращивания. Тип почвы, количество солнечных часов и микроклимат имеют большое влияние на результат. Это очень капризный сорт, с которым сложно работать на винограднике и на винодельне. Именно поэтому великий Пино Нуар можно найти только в редких местах на планете. Пино Нуар великолепно передает особенности теруара, в плохом и хорошем смысле.
К счастью, звезды сложились в пользу Мальборо, и у нас исключительные условия для этого сорта. Мы должны ухаживать за этим темпераментным сортом на виноградниках и бережно обращаться с ним на винодельне. Создание вина из Пино Нуара – это очень деликатный процесс. Но в результате мы вознаграждены очень тонкими и выразительными винами. Например, наш Reserve Pinot Noir сочетает в себе всё лучшее из наших субрегионов: шелковистая текстура, соблазнительные ароматы цветов и красных фруктов Пино Наура из Аватаре, а также сила, мощные танины и ноты темной вишни, которые приносит Пино Нуар из Южных долин. Это сочетание создает вино выдающегося качества. Деликатные, фруктовые ароматы, пряные нотки, мощное тело и длительное послевкусие играют с вашими органами чувств. Пино Нуар из Мальборо прошел долгий путь и сейчас стоит наравне с лучшими регионами для производства вин из этого сорта в мире.
Последний вопрос, но не последний по значимости: если бы ты могла пить только одно вино всю оставшуюся жизнь, какое вино ты бы выбрала?
Ох, это каверзный вопрос. Нельзя выбрать любимого из всех своих детей, не так ли? Я думаю, для каждого вина есть свое время и место, и часто мы выбираем вино исходя из погоды и случая. Я большой фанат вин из сорта Сира, они потрясающие, однако в летний день в 30-градусную жару я предпочту хрустящий Рислинг или Совиньон Блан плотному красному вину. А зимой у камина с сытной пищей? – Конечно, выберу Каберне Совиньон. Если встречаюсь с друзьями поразмышлять о смысле жизни? – Пино Нуар без вариантов. Если вы в плохом настроении или в хорошем, игристое вино точно заставит вас улыбнуться. Сорта винограда – это специи жизни. Я убеждаю каждого хоть иногда пробовать новые для себя вина. Возможно новозеландский Пино Нуар или Шардоне. Это может привести к новой волнующей истории любви!
Интервью предоставила Villa Maria
Перевод: Вероника Смирнов, эксперт компании Форт, обладатель международного сертификата WSET 3, дипломированный сомелье ASI.